Уважаемые родители!

На данной странице мы публикуем материалы, которые помогут в воспитании и обучении детей.

 

Нормативно-правовые документы:

Декларация прав ребенка

      Декларация прав человека

Конституция РФ

      Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

      Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) по курсу «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»

     Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

     «Учебно-методические комплекты для дошкольных образовательных организаций по обучению детей безопасному участию в дорожном движении»

      С документами ДОУ можно ознакомиться в обязательном разделе структуры «Сведения об образовательной организации».

     Паспорт детского сада

Положение о педагогическом совете

     Положение о родительских собраниях

Положение о методическом кабинете

Программы мероприятий, :

1 сентября "День знаний!"

"День дошкольного работника"

"День матери"

"Осенние фантазии"

"Новый год" 

"День защитника Отечества"

"Милым мамам"

 

"День Победы"

"Прощай детский сад!"

"Здравствуй, школа!" 

 

Игры и обучающие материалы:

Развиваем речь

Развиваем мелкую моторику

Учим правила дорожного движения

Все цвета радуги

Учимся считать

Геометрические фигуры

Развиваем логическое мышление

Развиваем память

Животные

Насекомые

Растения

Читаем вслух

Читаем стихи

Моя семья

 

         Агрессивный ребёнок. Какой он?

Увидев размахивающего кулаками, кричащего малыша или дошкольника, который обзывает сверстников, вы безошибочно определите, что эти дети проявляют агрессию. Некоторые дети выражают агрессию постоянно, раздражаясь по любому поводу, лезут в драку, обижают младших. Агрессивный ребенок — это серьезная проблема как для родителей, так и для педагогов. Сначала давайте попытаемся определиться с понятиями.

        Агрессия и агрессивность

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность, помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.), имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др.). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос. Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети.

       Психологический портрет драчуна

К сожалению, эпизоды агрессивного поведения детей встречаются в последнее время все чаще и чаще. «Портрет с натуры» — так можно назвать этот маленький рассказ.

Шестилетние Наташа и Дима живут по соседству, поэтому часто проводят время вместе. Каждая их встреча — это «боевое сражение», с криками, драками и слезами. В роли нападающего обычно выступает Дима, в роли главного провокатора — Наташа. Один исподтишка старается досадить другому, чтобы выплеснуть накопившуюся негативную энергию при общении с родителями. «Смотри, какую мне мама куклу купила!» — говорит хвастливо Наташа Диме. «Ну и что, подумаешь, у меня есть вертолет, он лучше твоей дурацкой куклы!» — отвечает недовольно Дима. «Она красивая, а вертолет у тебя поломанный/» — начинает обижаться Наташа. «Он новый! Он летает!» — кричит уже раздосадованный Дима. «Нет! Он поломанный и старый!» — злорадствует Наташа. «Это твоя кукла рваная и драная!» — Дима вырывает куклу у Наташи и швыряет ее далеко в кусты. Начинается уже привычная для глаз родителей и окружающих драка.

Оба ребенка психологически очень похожи — склонны к лидерству, самоутверждению, очень подвижны, активны, эгоистичны... Причиной агрессии этих детей является агрессивная манера поведения родителей. Родители, не имея материальных проблем, постоянно покупают детям игрушки, сладости и др., но при этом не способны на эмоционально теплое общение с ребенком. Единственное, что слышат дети — это угрозы, крик, ругань в свой адрес. Диму к тому же мать нередко бьет. А Наташе однажды мать в сердцах сказала: «Что мне с тобой делать, ты неуправляема, буду тогда тебя пороть, раз ты слов уже не понимаешь!» «А я тогда буду еще злее!» — огрызнулась шестилетняя дочь. Ребенок, по сути, точно высказал печальные, если не сказать трагические, последствия такого воспитания.

Вы легко можете узнать агрессивного ребенка среди других детей по следующим признакам:

• ребенок часто сердится или раздражается

Катя, 7 лет, на просьбу матери убраться в комнате может отреагировать с раздражением так: «Что ты ко мне пристаешь, я сама знаю, что мне делать!»

• при общении с детьми может повышать голос

Оля, 8 лет, постоянно покрикивает на младшего брата и не сдержанна в общении с подругами. Когда все дети играли вместе в прятки, она, не успев спрятаться, накричала на водящего: «Ты неправильно считаешь, ты не умеешь играть, уходи отсюда!»

• часто противоречит и грубит взрослым

Родители маленького Вовы много работают и поэтому вынуждены оставлять ребенка с дедушкой. Дедушка очень авторитарен, считает, что лучше всех знает, как надо воспитывать ребенка. Вова часто слышал, как взрослые спорили о том, как и чему надо учить детей. Если Вова остается вдвоем с дедушкой, они общаются примерно так. Дедушка: «Вова, ты сейчас должен идти спать». Вова: «Я, что, маленький, я спать не хочу, я буду играть в роботов!» «Вова, вымой руки и садись за стол!» — говорит приказным, тоном дедушка. «Ты мне уже сто раз это сказал, слепой что ли, не видишь, что руки-то мои чистые»

• часто обвиняет окружающих в своих ошибках

В обязанности семилетней Лены входит ежедневная уборка мусора, о чем она хорошо знает. «Лена, почему ты мусор не вынесла?» — удивленно спрашивает мама. «Мама! Ну вот, опять началось! Одни замечания! Ты не сказала, я и не вынесла! Значит, ты и виновата!»

• ломает игрушки, рвет книжки, бросает различные предметы

Коля был ласковым и послушным малышом до тех пор, пока у него не родилась сестра. В 3 года ребенка как будто подменили. Любой телефонный разговор родителей Коля прерывает громкими криками, бросает машинки и мячи в телефонный аппарат. Разорвал книжки у сестренки. Пожарную машину, которую ему подарила тетя, в гневе кинул об стенку, и она разбилась. Ни дня не проходит без разрушений.

• принуждает других детей поступать так, как удобно ему

Дети собрались в лес за ягодами. Самая старшая, Марина, предложила пойти вначале к реке искупаться, а потом подняться в гору, где большой малинник. Все согласились, кроме Светы. Ей не хотелось терять время и идти лишние 2 километра. Тогда Света стала настаивать, чтобы все сразу отправились за малиной, минуя речку. Учитывая только лишь свои желания, она вынудила других последовать ее примеру.

• может ударить другого ребенка

Костя, 6 лет, сердит на отца за то, что тот не выполнил своего обещания купить ему новый велосипед. Он громко возмущается и не желает идти на прогулку с сестрой. Когда та осторожно берет его за руку и просит помочь ей одеться, он с размаху бьет ее по лицу. Возникает сложная конфликтная ситуация.

• обзывается и обижает младших

«Где она? Где?» — спрашивает сестра брата. «Дура ты, раз ничего не видишь!» — отвечает раздраженно брат своей младшей сестре. Сестра значительно меньше ростом и потому не увидела за окном стащившую кусок колбасы ворону. «Я с тобой не буду играть! Ты еще маленькая и не можешь даже мяч поймать! Не лезь ко мне!» — кричит он сестренке в другой раз. Та со слезами бежит к маме.

• может затаить обиду, потом совершить неблаговидный поступок (бывает мстительным)

Бабушка запретила внуку смотреть телевизор и ушла в магазин. Внук был явно недоволен, но напрямую этого не высказал. Когда она вернулась, то обнаружила на вешалке свою куртку, которая была безжалостно изрезана ножницами. На вопрос «Кто это сделал?» внук отмолчался.

• умышленно провоцирует конфликтные ситуации

Сева знает, что мама и папа по-разному реагируют на его болезни. Мама — всегда со страхом и волнением, папа — с раздражением и отрицанием очевидного. Сева дожидается, когда в комнате будут оба родителя, громко объявляет: «У меня болит горло! Я не могу завтра идти в школу!» Мама: «Боже мой! Опять! Ты только два дня проходил! Где болит? Почему?! Ты вчера мороженое ел? Ноги промочил?» У мамы начинается паника. Папа: «Ничего у него не болит! Он совершенно здоров! Ремня ему надо! Ишь, парня разбаловали! Закаляться надо!» Папа с вызовом смотрит на маму и тут же переключается на нее. «Ты с ним сюсюкаешься, вот он и хлюпиком растет! Тут форточку закрой — надует, тут холодного не пей — закашляешь! Тьфу!» — раздраженно говорит он. Далее начинаются взаимные обвинения, далеко выходящие за рамки вышеозначенной темы.

Однозначно говорить о том, что ребенок агрессивен, можно лишь тогда, когда хотя бы пять из десяти вышеперечисленных признаков наблюдаются в поведении ребенка достаточно длительное время (несколько месяцев). Большое количество признаков говорит о том, что ребенку необходима помощь психолога.

              Способы оценки детской агрессивности

Наиболее доступным методом оценки детской агрессивности, который могут использовать родители, является тест «Несуществующее животное». Его можно начинать проводить после 5 лет, когда у детей уже достаточно развито воображение. Естественно, тест можно проводить и со взрослыми. Когда я прошу студентов (от 18 до 55 лет) выполнить это задание, они очень оживляются и с удовольствием рисуют. Ведь большинство взрослых редко рисуют вне студенческой аудитории. Тест «Несуществующее животное» относится к проективным тестам, так как, рисуя, мы бессознательно переносим на бумагу свои типичные черты характера, проблемы в общении с окружающими и др. Когда тест завершен, я обычно говорю: «Посмотрите внимательно — это ваш психологический портрет», студенты смеются, показывают рисунки друг другу. Тест «Несуществующее животное», действительно, многое может рассказать о человеке. Но в случае с детьми он является более информативным, поскольку у дошкольников и младших школьников еще ослаблен социальный контроль, и они реже, чем взрослые, будут изображать социально желательный или одобряемый образ несуществующего животного. У взрослых больше различных табу, поэтому понять через их рисунки истинные особенности характера и поведения не всегда представляется возможным. Ребенок же естественен и непосредственен в изобразительном творчестве.

Для проведения этого теста необходимо соблюсти следующие условия: непринужденная обстановка (лучший вариант — в виде игры), отсутствие посторонних, наличие цветных карандашей и листа бумаги (А4). Попросите ребенка придумать и нарисовать несуществующее животное, такое, о котором он ничего никогда не слышал и нигде его не видел. Настаивать и категорически требовать от ребенка ничего нельзя. Если он отказывается, лучше перенести тестирование на другой день.

Агрессивность легко можно «прочесть» по детскому рисунку. В рисунках агрессивных детей преобладают черные и красные цвета. Для таких детей характерен сильный нажим карандаша, особенно при изображении «воинственных» деталей. Наиболее распространенные признаки высокой агрессивности ребенка в рисунке — это наличие острых выступов, когтей, рогов, шипов и пр. Открытый рот с зубами (или просто зубы) обычно служит символом вербальной (словесной) агрессии. Чем больше перечисленных признаков в рисунке ребенка, тем выше уровень его агрессивности. Однако следует отличать собственную агрессивность ребенка от боязни агрессии и защитной агрессии. Дети, которые боятся агрессии со стороны окружающих и проявляют агрессию только из-за стремления защитить себя от нападок других (по принципу «лучший вид защиты — нападение»), изображают животное с колючками, покрытое толстой шерстью или панцирем.

Часто дети рисуют иглы, как у дикобраза. Общий вид такого животного может быть и неагрессивным, однако изображение может достигать весьма внушительных размеров. Желание ребенка нарисовать животное как можно большего размера также говорит о боязни агрессии. Дети, которые испытывают страх нападения, агрессии обычно плохо адаптированы в среде сверстников, не умеют общаться. Не стоит думать, что защитная агрессия безобидна. Ведь ребенок, стремясь оградить себя от агрессивного поведения других, спешит напасть первым, т. е. внешне поведение ребенка, боящегося агрессии, выглядит так же, как и поведение истинно агрессивного ребенка.

После тестирования с ребенком обязательно нужно провести короткую беседу о животном, которое он нарисовал. Будьте внимательны: общий вид животного и рассказ ребенка могут не соответствовать друг другу! Для понимания ситуации важно хорошо знать самого ребенка, характер его взаимоотношений с детьми, особенности поведения. Помните: рассказывая о животном, ребенок рассказывает вам о себе, а заодно и о вас. Это очень важно!

Вот примерные вопросы, которые можно задать ребенку:

• Где живет это животное?

• Чем любит заниматься?

• С кем дружит?

• Кого боится?

• Чем питается?

• Какие у него есть 3 самых заветных желания?

Если ребенок не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать «один день из жизни животного», задавая по ходу описания соответствующие вопросы.

 

 

               Роль игры в развитии ребёнка

Мы обеспечиваем себе бессмертие, когда играем и творим. В этом смысле детство никогда не умирает. Не зря многие взрослые возвращаются в свои психологические детские глубины, чтобы почерпнуть там творческую энергию. Детям пока не нужно далеко ходить, для них жизнь является бесконечным творчеством.

«Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков более гладких и раковин более пестрых, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным». (Исаак Ньютон)

Мода на раннее развитие и неправильное понимание этого принципа приводит к тому, что дети (при участии взрослых) утрачивают важнейший период своей жизни — период игры. Он должен быть прожит полноценно, без форсирования, без спешки, без гонки за энциклопедическими знаниями. Психологи рекомендуют не только дошкольникам, но и младшим школьникам как можно больше времени проводить в игре. Потому что игра — мудрейший способ самоисследования.

Резкий переход от детства к «взрослости» подобен прыжку с обрыва. Но ведь можно спокойно спуститься, найти тропинку. Придет время, и ваш ребенок сам отложит свои куклы и машинки в ящик, который отправится в дальний угол. Но что-то любимое все-таки останется навсегда. У большинства взрослых есть эти приветы из далекого прошлого. И рука не поднимается выбросить талисман — старого плюшевого мишку, например. Для нас так важны ностальгические и дорогие моменты жизни...

ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ ИГРА?

Неутомимость! (Это можно использовать в учебной деятельности.)

Любопытство!

Самоисследование внутреннего мира!

Наблюдательность!

Понимание других людей!

Внутреннюю свободу!

Больше игры

«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными», — писал Михаил Пришвин. Любой «серьезный» момент жизни можно превратить в игру. Игра очаровывает, приковывает внимание. Ведь можно тридцать три раза сказать: «Ну-ка сложи игрушки!» А можно подойти к этому вопросу творчески: «Внимание! Внимание! Граждане пассажиры, наш поезд отправляется на кухню обедать! Соберите ваш багаж! И — по вагонам!»

ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ВЛИЯНИИ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Игра способствует плавному переходу от образного к абстрактному типу мышления.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку осознавать и утверждать свое «я», адаптироваться в социальном пространстве. Игра — лучший способ социализации!

Игра развивает мыслительные процессы: память, внимание, творческое мышление, воображение, речь.

Игра делает ребенка исследователем, обостряет его познавательную потребность, создает положительную мотивацию, обеспечивает «зону ближайшего развития».

Игра положительно влияет на общее физическое развитие ребенка.

ВИДЫ ИГР. Психологи отмечают несколько видов детской игры.

Вне игры. Ребенок, говоря словами взрослых, «мается», «не может найти себе применение». Таким детям нужна помощь в организации игрового пространства.

Наблюдение. Ребенку нравится наблюдать за чужой игрой, он может делать замечания, давать подсказки, но сам находится вне прямого взаимодействия.

В одиночестве. Ребенку хорошо одному в игре, он не испытывает потребности контактировать со сверстниками.

Параллельная игра. Ребенку не скучно играть одному, но он не прочь узнать, во что играют другие дети. Ему не мешает «чужая» игра.

Обмен опытом и игрушками. Дети играют в похожие игры, при этом у них не установлены общие правила: каждый волен поступать по-своему. Взаимодействие в игре выражается в каких-то подсказках и обмене игрушками.

Играем вместе. Такой вид игры говорит о социальной адаптации ребенка, его желании и умении подчиняться общим правилам игры. Чем старше становится ребенок, тем больше у него стремления к групповым играм.

ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ. Пусть вас не пугает, если ваши сын или дочь во время игры начинают разговаривать с собой. Прислушайтесь — и вы поймете, что это не монолог, а диалог с воображаемыми товарищами по играм. Чаще всего такие беседы случаются у детей, которым не хватает общения со сверстниками. Но бывает и так, что ребенок общителен, у него есть реальные друзья-приятели, а вымышленные герои все-таки наполняют его жизнь. Он способен «оживить» пирата, солдатика, куклу и сделать их не объектом игры, а партнерами, полноправными участниками. Это говорит об одной характерной черте детского мышления — анимизме.