Рабочая программа

образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 лет)

В соответствии с ФГОС ДО .



СОДЕРЖАНИЕ

 

I Целевой раздел

 

 1.Пояснительная записка

 

2. Цель и задачи основной образовательной программы

 

3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

 

4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

 

5. Планируемые результаты освоения Программы.

 

IIСодержательный раздел

 

1.                Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями.

 

      1.1. Образовательная область «Физическое развитие».

 

      1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

 

      1.3.Образовательная область «Речевое развитие».

 

      1.4. Образовательная область  «Познавательное развитие».

 

      1.5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

 

2. Региональный компонент

 

3. Взаимодействие с семьей, социумом.

 

IIIОрганизационный раздел

 

1. Оформление предметно-пространственной среды.

 

2. Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).

 

3.Комплексно –тематическое планирование.

 

4. Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ)

 

 

 

 




I. Целевой раздел рабочей программы

1.     Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с ФГОС ДОУ. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса для детей группы раннего возраста.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

·          социально-коммуникативное развитие;

·         познавательное развитие;

·          речевое развитие;

·         Художественно-эстетическое развитие;

·          физическое развитие.


 И нормативными документами:
 1. Закон РФ «Об образовании» (29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);
 2. Положение Конвенция ООН о правах ребенка;
 3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.
4.1.3049-13 4. ФГОС ДО приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. . Регионального уровня :
1. Приказ «Об утверждении Положения о рабочей программе педагога дошкольного образования»
2. Устав МБДОУ дет. сад « Солнышко»
 3. План работы дошкольного учреждения на учебный год.
  Срок реализации Программы – 1 год  (2016 -2017 учебный год).
  Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность,  проектная деятельность.

  Реализация Программы осуществляется в  форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

 Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Характер  взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.


Фактическая наполняемость группы:

Состав группы: ______ ______, из них девочек _______, мальчиков ________

                                        

Сведения о семьях воспитанников

 

№ п/п

Критерии

Количество

%

1.

Всего детей:

 

 

Из них:

Сирот

 

 

Инвалидов

 

 

2.

Всего семей

 

 

Из них:

Полных

 

 

Неполных

 

 

Многодетных

 

 

Инвалидов (родителей)

 

 

Матерей-одиночек

 

 

Малообеспеченные

 

 

3.

Социальный состав семей:

Служащие

 

 

Рабочие

 

 

Предприниматели

 

 

Неработающие

 

 

4.

Образовательный ценз:

Высшее образование

 

 

Средне - специальное

 

 

Среднее полное общее

 

 

Среднее неполное

 

 

 


                       2. Цели и задачи рабочей программы.
                                Цели рабочей программы.
  Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3.Самостоятельная деятельность детей.
 4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
 
                                    
                                     Задачи Программы.
 Исходя из поставленных целей, формируются следующие задачи:
 1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
 2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
 3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально- ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
 4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
 Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально - коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.

Рабочая программа II группы раннего возраста сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

·              полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

·              индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

·              содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

·              поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

партнерство с семьей;

·              приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

·              формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

·              возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

·  учёт этнокультурной ситуации развития детей.

·  обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Принципы, сформулированные на основе особенностей

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:

·         соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·         сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

·         соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

·         обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.


                   4.Возрастные особенности детей 2-3 лет.
   Уже на третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
   Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
  В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
  Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.   Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
  К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
  Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
  В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
  На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
  Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
  Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.   Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.



5.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕМ   ВОЗРАСТЕ

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый  в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится  посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.  

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

-не подлежат непосредственной оценке;

-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,«спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и

старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

основной образовательной программы  дошкольного образования.

3 года

Целевые ориентиры

Динамика освоения целевых ориентиров

1Развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

2.Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых),

проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

3.Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства;

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно- художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх –драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

4Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми

5Использует специфические, культурно фиксированные  предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.)  и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

6Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»...).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

7Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 «Физическое развитие»

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Умеет самостоятельно есть.

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

Использует в игре замещение недостающего предмета.

Общается в диалоге с воспитателем.

В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью.

Следит за действиями героев кукольного театра.

Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога).

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

 «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений.

Может образовать группу из однородных предметов.

Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.

Узнает шар и куб.  

Различает и называет предметы ближайшего окружения.

Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.

 «Речевое развитие»

Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.

Различает основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

Разворачивает игру вокруг собственной постройки.

Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий).

Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Старается подъиграть на детских ударных музыкальных инструментах народные мелодии.

 

 






















II. Содержательный раздел
.

    1.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями.

1.1 Образовательная область « Физическое развитие».
 Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
 Содержание направлено на достижение целей охраны здоровья детей и физическое развитие:
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды.
  Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
  Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
   При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
  Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
   Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
  Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
   Во время еды учить детей правильно держать ложку.
   Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
   В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
   Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
   Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека:  глазки  –  смотреть, ушки  –  слышать, носик  –  нюхать, язычок  –  пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать; ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова  – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
  Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
 •развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); •накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;
 • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
   Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
  Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
  Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
  Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом  (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
  Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
   Формирование потребности в двигательной активности физическом совершенствовании.    Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
   Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).
  Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.). 

    1.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
   Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
 • развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
-развитие трудовой деятельности;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формирование первичных представлений о труде взрослых его роли в обществе и жизни каждого человека.
     Развитие игровой деятельности.
   Сюжетно-ролевые игры.
   Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
  Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
  Подвижные игры.
   Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
   Театрализованные игры.
  Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
   Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
  Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.   Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
   Дидактические игры.
  Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
  Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики»  (крут, треугольник, квадрат,
прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
 Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие.
 Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
  Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».    Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.
Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Родная страна. Напоминать детям название города, в котором они живут.
 
Развитие трудовой деятельности
.
  -Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
-Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. -Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
- Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
-Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
-Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым. В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
-Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).
-Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
 -Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.
- Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос - это опасно! Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.
    
1.3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
»
  Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
 • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Способствовать развитию речи как средства общения.
Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите?  И что он тебе ответил?»). Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
 На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
  Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку
маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
 Обогащать словарь детей:
•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
 •глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
 •прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
 •наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).   Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
  Звуковая культура речи.  
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
  Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
  Грамматический строй речи.
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
  Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
 Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
  Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).      Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
  Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.


                      Перспективное  планирование «Развитие речи».

Название

Цель

 

Сентябрь

 

1

Путешествие по территории участка.

Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

 

 

2

Путешествие по комнате

Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их(что-то или сделать)

 

3

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить именно товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному :  Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость.

 

4

«Про девочку Машу и зайку- Длинное ушко»

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой(папой, бабушкой).

 

Октябрь

 

1.

Чтение немецкой народной песенки   « Три веселых братца».

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

 

2

Дидактическая игра  «Поручения»дидактическое упражнение»Вверх-вниз»

Совершенствовать умение детей понимать воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их.

 

3


Повторение сказки «Репка». Дидактическое упражнение  «Кто что ест?», «Скажи «а»».

Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том , какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака- косточку и т. д.; активизировать в речи детей глаголы лакать ,грызть ,есть; учить отчетливо произносить звук а , небольшие фразы.

 

4

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки» .

Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответсвующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх - спуститься):учить отчетливо произносить звуки и.

 

5

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше». Дидактическая игра  «Ослики».


Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и ,а и звукосочетания иа

 

6

Чтение рассказа л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь».


Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.
.

 

7

Игры и упражнения на звукопроизношения (звук у) чтение песенки «Разговоры»

Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

 

8

Рассматривание сюжетных картинок

Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

 

Ноябрь

 

1

Дидактическая игра «Кто пришел ? «Кто ушел?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…».


Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание, Учит детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

 

2

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух.

 

3

Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…».

Закрепить умение детей объединять действием любые 2-3 игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошел котик на торжок…».

 

4

Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками.

Упражнять детей в различение и называние цветов(красный, синий, желтый),выполнении заданий воспитателя, рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.

 

5

Чтение сказки «козлятки и волк».


 Познакомить детей со сказкой  «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

 

6

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Рассказать детям о том, как лучше вечером встретить маму, вернувшуюся с работы. что сказать ей(или другому родному человеку)

 

7

Рассматривание сюжетных картин

Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова ,небольшие фразы.

 

8

Дидактическое упражнение «Выше -ниже, дальше -ближе»

Упражнять детей в определение местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память.

 

Декабрь

 

1

Дидактические игры на произношение звуков м – мь , п - пь, б -бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?

Формировать умение четко произносить звуки м -мь, п - пь, б -бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

 

2


Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.

 

3


Инсценирование сказки
В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлекать детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза.

 

4

Дидактические упражнения на произношения звука ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнения и закрепление произношения звука ф ; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта(далеко- близко) и использовать в речи соответствующие слова.

 

5

Рассматривание иллюстраций
 В . Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошел котик на торжок…».


Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации, Повторить с детьми народную песенку «Пошел котик на торжок…».

 

6

Дидактическая игра « Подбери перышко»

Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета, повторять фразы вслед за воспитателем.

 

7

Рассматривание сюжетных картинок.

Учить детей рассматривать картинку, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.

 

8

Дидактические упражнения и игры на произношение звука к. Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси».

Учить детей правильно и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата ( произнесение звукоподражаний с разной громкостью), активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением.

 

Январь

 

1

 Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему  художественные произведения.

 

2

Игра «Кто позвал» . Дидактическая игра «Эта зима?»

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова: узнавать сверстников по голосу( «Кто позвал?)рассматривать с детьми раздаточные картинки(зимние сюжеты)и объяснять что на них изображено.

 

3

Рассказывание без наглядного изображения.

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

 

 4

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату».Дидактические упражнения на произношение звуков д,дь.

Упражнять детей  в правильном названии  предметов мебели; учить четко  и правильно произносить звукоподражательные слова.

 

5

Повторение знакомых сказок. Чтение потешки « Огуречик , огуречик…».

Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

 

6

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов аналогии.

 

7

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей. Угадывать животное по описанию.

 

Февраль

 

1

Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Познакомить детей со сказкой  «Теремок» (обр. М. Булатова) и песенкой присказкой.

 

2

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили».упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата.

Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

 

3

Чтение потешки «Наша Маша маленькая…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Помочь детям понять содержание потешки , обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

 

4

Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Дидактическая игра «Чей, чья, чье».

Вызвать удовольствие детей от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении.

 

5

Рассматривание иллюстраций в сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделал?»

Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

 

6

Инсценирование сказки «Теремок».

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги  между сказочными персонажами(приобщение к театрализованной игре).

 

7

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд».

Совершенствовать умение слушать рассказ без  наглядного сопровождения.

 

8

Рассматривание сюжетной картины.

Проанализировать; пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло  ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

 

Март

 

1

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».Дидактическая  игра «Чья картинка».

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать картинки в книжках интересно и полезно (Можно узнать много нового) ; продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

 

2

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.

 

3

Чтение произведения К. Чуковского
« Путаница».

Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница»,доставить радость малышам от звучного , веселого стихотворного текста.

 

4

Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?».

Продолжать объяснять детям , как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать ( с помощью упражнений) в речи детей глаголы , противоположные по значению.


 

5

Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения.

Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

 

6

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала».

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность  следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй.

 

7

Дидактическое упражнение «Не уходи от нас, киска!». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».

Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.

 

8

Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?»

Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

 

Апрель

 

1

Чтение сказки «Маша и медведь».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

 

2

Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

Постараться убедить детей в том , что рассматривая рисунки , можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь» , прививая им интерес к драматизации.

 

3

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…».

Привлечь внимание детей к новой игрушке, учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней.

 

4

 Чтение главы «Друзья» из книги
Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушустика».

Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, ижелание узнать что-то новое про симпатичного медвежонка.

 

5

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать активизировать словарь, развивать инициативную речь.

 

6

Купание куклы Кати.

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи название предметов,действий,качеств:ванночка,мыло,мыльница,полотенце,намыливать,смывать мыло , горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

 

7

Чтение сказки
Д. Биссета «Га- га-га».

Вызвать у детей симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир;  поупражнять малышей в произнесении звукоподражаний.

 

8

Повторение материала.

С помощью разных приемов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям.

 

Май

 

1

Чтение стихотворения А. и П. Барто «Девочка – ревушка».

Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка», помочь понять малышам , как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.

 

2

Рассматривание картины «дети кормят курицу и цыплят»Игра  в цыплят.

Продолжать учить детей рассматривать картинку(отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников)

 

3

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок».

 Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков.

 

4

Дидактическое упражнение  «Так или не так?». Чтение стихотворения
 А. Барто «Кораблик»

Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик».

 

5

Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение песенки  «Снегирек».

Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения): с помощью игры отрабатывать у детей плавный легкий выход.

 

6

Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее.

 

7

Здравствуй весна!

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее.

 

8

Повторение материала.

Работы по закреплению программного материала ( по выбору педагога).

 

         


 
 1.4 Образовательная
 область «Познавательное развитие»
  Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Сенсорное развитие.
 Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
  Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
  Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
Формировать умение называть свойства предметов.
  Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
По окончании игры приучать убирать игрушки на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
   Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
  Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
  Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Предметное и социальное окружение.
Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. П.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. Д.).
Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
 Ознакомление с природой.   
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. Д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. Д.) : называть их. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
 Учить различать по внешнему виду овощи     (помидор, огурец, морковь)  фрукты (яблоко, груша).
   Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
 Сезонные наблюдения.
  Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
  Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
   Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
  Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.  
            
Перспективное планирование по «Окружающему миру"

Тема занятий

Целевые ориентиры

 

                                           Сентябрь

1

Мишка - Топтыжка знакомится с ребятами

Формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре ; способствовать сближению детей , установлению доброжелательных отношений , проявлению интереса к взрослым , их действиям; развивать у детей интерес друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.

2

 

«Морковка от зайчика».

Расширять представление детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

3

«Узнай и назови овощи»

Познакомить с овощами , их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов : зеленый , желтый, красный.

4

Игра «Кто рассказывает?»

Сформировать первоначальные представления об овощах и фруктах ; закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду; развивать слуховое внимание.

 

                                           Октябрь

1

«Листопад , листопад , листья желтые летят…»

Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе . Формировать умение определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол ветки и листья деревьев.

2

Дидактическая игра  «Осенние листья»

Учить различать цвета на примере осенних листьев, составлять осенний букет самостоятельно.

3

Рассматривание картинок «Что делают люди осенью».

Познакомить с особенностями осенней природы, с трудом людей осенью; формировать умение рассматривать картины, понимать что на них изображено; учить составлять предложение из 2-3 слов.

4

Дидактическая игра «Кукла Катя готовит обед».

Учить называть качества продукта и действия совершаемые с ним ; употреблять в речи обобщающие слова, учить поддерживать порядок в групповой комнате; отражать в речи правила поведения.

 

                                           Ноябрь

1

« Одежда для кукол». Игра «Угадай по описанию»

Знакомит с предметами одежды ; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие ,речь, общую моторику, воспитывать аккуратное отношение к одежде ; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви.

2

«Рыбка плавает в воде»

 Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках. Формировать интерес к обитателям аквариума.

3

Игра с водой

Познакомить с представителями природного мира- уткой свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений, понимать и использовать мимику; словом побуждать к разнообразным действиям; развивать активную речь; учить повторять звукоподражательные слова (кря-кря), заменять облегченные слова правильными (уточка), привлекать к повторению слов «теплая», «холодная».

4

Игра «Кто что делает?»

Учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия , которые дети видят на картинке; развивать игровые навыки.

 

                                            Декабрь

1

Наблюдение за птичкой.

Познакомить детей с птицей, которая живет в «живом уголке» ; обогащать словарь существительными ,обозначающими части тела птицы (перышки , клюв, крылья, лапки), глаголами указывающими ее способы передвижения , питания (летает , клюет), прилагательными обозначающими цвет перьев ,размер и т. п.; учить говорить внятно отвечать на вопросы воспитателя.

2

Птички зимой.

Учить детей проявлять заботу о птицах, наблюдать заботиться, бережно относиться к живым существам; дать общие представления о строении птиц.

3

Рассматривание картины «Таня кормит голубей»

Познакомить с представителями природного мира – голубями, их повадками; учить рассматривать картину самостоятельно, высказывать свое мнение об увиденном, отображать увиденное на картине в собственной деятельности, соотносить действия с изображаемым фактом и словом; закреплять произношение звуков о, у в звукоподражательных словах.

4

«У кормушки».

Дать элементарные представления о кормушках для птиц, Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

 

                                            Январь

1

« Снеговичок и елочка».

Расширять представление детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

2

Зимняя прогулка.

Познакомить со свойствами снега (белый , холодный, пушистый ) ; учить с помощью анализаторов определять эти свойства, употреблять предлог на; активизировать в речи слова: пушистый ,холодный , легкий , белый- белый, холодно, морозно; учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, тренировать держать равновесие.

3

Разноцветные льдинки

Познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать как цветная вода превращается в цветной лед.

4

Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Уточнить представление о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождать их речью, активизировать словарь по теме «Зима».